Богатейший личный архив М.М.Сперанского (1772-1839), великого государственного деятеля, реформатора, первого в нашей истории "товарища" (заместителя) министра внутренних дел, непревзойденного кодификатора, основателя российской юридической науки, хранящийся в Отделе рукописей Российской Национальной библиотеки (далее: РНБ. Фонд (Ф.) 731 с указанием номера единицы хранения), содержит огромное количество неизвестных (нерасшифрованных и неопубликованных) работ действительного тайного советника, образованнейшего человека своей эпохи по различным отраслям знания: по юриспруденции, философии, богословию, мистике, экономике, этике.
Жизнь Сперанского причудливо сложна: он пережил измену и предательство, преклонение и глумление, апологию и ниспровержение, взлеты и падения. Именно в годы безвинной отставки и ссылки (1812-1816), куда он был отправлен без суда и следствия по устному распоряжению императора Александра I, Сперанский (насильственно отставленный от государственных дел), привык "размышлять с карандашом в руке" (по свидетельству его современников).
Вернувшись из ссылки в большую жизнь, в большую политику, возглавив на двадцать лет (на излете эпохи Александра I и на рассвете царствования Николая I) законотворческую и кодификаторскую работу в империи, Сперанский до конца своих дней не порывал с научно-теоретической деятельностью. 16 октября 1838 г. Сперанский простудился. 22 октября он съездил на встречу с царем в Царское село, после чего слег с воспалением печени, осложненном гастрической горячкой.
Император поручил лечение своему личному лейб-медику знаменитому Н.Ф.Арендту. Николай I 23 и 27 декабря лично навестил больного (неслыханная честь). 1 января 1839 г. самодержец возвел Сперанского в графское достоинство. Состояние больного стало улучшаться. Однако 7 февраля во время пешей прогулки он вновь простудился (на сей раз смертельно) и 11 февраля реформатор скончался.
Публикуемая небольшая работа Сперанского, датированная 8 января 1839 г., - последнее сочинение мыслителя, своеобразное философское (этическое, нравственное) завещание великого правоведа, обращенное к потомкам. Текст заметки "О влиянии разума и совести на желания и намерения" (автограф карандашом: РНБ. Ф. 731. Ед. хр. 1362) публикуется по писарской копии, выверенной помощником и личным секретарем графа Н.М.Старцовым (РНБ. Ф. 731. Ед. хр. 1363. Л. 1-2).
"Все желания и намерения воли сопровождаются разумом и совестию /так!/. Разум судит о пользе и вреде личном, не только соединяя будущее с настоящим, последствия с намерениями. Совесть судит о пользе и вреде каждого намерения в отношении к созданию, соединяя настоящее и будущее личное с настоящим и будущим всепревечным. Кто поступает по внушениям разума, тот поступает по внушению совести, тот правдив. Кто поступает против внушения разума, тот безрассуден. Кто поступает против внушения совести, поступает лживо. Справедливость есть вид правды. Нельзя быть справедливым ни в союзе с Богом, ни в союзе с собою; можно быть справедливым только в союзе с другими. Союз с Богом и с собою есть только внутренний, союз с другими есть внутренний и внешний. Справедливость есть правда в отношении к союзу внешнему. Сия правда может быть неправдою в отношении к союзу внешнему. Уравнение внутреннего союза с внешним есть oepitus. Почему oepitus не есть свойство постоянное, но случайное; оно соединяет только тогда, когда внешнее не согласно со внутренним, и когда оно приводится к сему согласию не существом, но справедливостию. Справедливость сия есть правда. Преклонность воли ко впечатлению против разума и совести есть худой нрав. Преклонность к разуму против совести есть так же худой нрав. Преклонность к совести против впечатления и разума есть добрый нрав. Посему нравственная сторона каждого предмета есть сила участия совести в суждении о доброте желания и намерения. Если совесть не участвует, тогда намерение безнравственно. Преклонность воли к впечатлениям или к разуму и совести есть нрав. Посему есть две свободы: одну дает разум, освобождая от впечатлений, - другую - совесть, освобождая от разума"
|