Леонид Ольгин
Леонид Ольгин
Леонид Ольгин
Сам о себе, с любовью…Статьи и фельетоныЗабавная поэзия
Литературные пародииИ будут звёзды моросить..Путешествие в Израиль
Гостевая книгаФотоальбомФорум
Журнал "День"Любимые ссылкиКонтакты
 
 



Международный эмигрантский, независимый общественно - просветительский и литературный журнал «ДЕНЬ»

Журнал «ДЕНЬ» > Выпуск № 3 (09.03.2004) > ЗАЖРАЛИСЬ? ИЛИ - ВЫЗДОРОВЕЛИ?

написано: 2004 г. | опубликовано: 10.03.2004

 

Ирина ЖУКОВА рубрика "На эмигрантских перекрёстках"

ЗАЖРАЛИСЬ? ИЛИ - ВЫЗДОРОВЕЛИ?

Мнение

 

Вы знаете, как солят огурцы? Правильно. Кладут в рассол и ждут, пока "созреют". Вот и мы (бывшие россияне) - тоже своего рода огурцы. В растворе сытой и более-менее спокойной калифорнийской жизни. Давайте посмотрим, как и что в нас меняется в процессе, хм, "приготовления"
Пункт первый : сопереживание, сочувствие, сострадание.
 
Не вдаваясь в оттенки и подробности, феномен сострадания можно разделить на две составляющие : эмоциональную (помощь словом и душевным теплом - вплоть до простого "поплакать вместе") и деятельную (помощь действием и делом, в том числе деньгами, вещами, информацией). Так вот : я наблюдаю, что люди, прожившие "за бугром" больше трех лет, становятся гораздо более склонны к состраданию деятельному, нежели эмоциональному (тогда как в России - ну да, бывает по-разному, но в среднем все же эмоциональный план важнее, причем зачастую только им одним все "сопереживание" и ограничивается - и это считается вполне достаточным). Иллюстрацию? Легко.
 
Приезжает некто А. (из Калифорнии) в гости к своему другу Б. (в Россию). На некоем сборище Б., выпив энное количество "огненной воды", берет А. за пуговицу и полтора часа рассказывает, как ему все надоело, как все плохо, как ему хочется переехать в Калифорнию к друзьям (которых там уже живет гораздо больше, чем на родине осталось), как он здесь задыхается без возможностей профессионального роста, и прочая и прочая - да вот беда, специальность у него "немодная".
 
Утром проспавшийся А. едет домой, лезет в Сеть и находит аспирантуру в Стэнфорде, как раз по той самой "немодной". Потратив кучу времени, бумаги и чернил, А. распечатывает все, что только может пригодиться (бланки, списки документов, требования по TOEFL, рекомендации по составлению рекомендательных писем - экий каламбурчик :-), etc.) и волочет сию макулатуру к борющемуся с похмельем Б. Тот мутно взирает на это великолепие, потом говорит : "Ну ты..брат... того... экий ты стал КОНКРЕТНЫЙ".
 
"Так ты ж сказал, что тебе к нам хочется, а вариантов нет - вот, я нашел тебе вариант", - недоумевает А.
Б. мается, мнется, но все же отвечает : "Дык я, в общем-то, хотел просто в жилетку поплакаться - помнишь, как раньше..."
 
А. вытаращивает глаза : "ЗАЧЕМ ??!!!" Обоюдное остолбенение.
 
Пункт второй : умение отдыхать.
 
Почему-то (вдруг), пожив здесь некоторое время, начинаешь не умом, а нутром осознавать, до какой степени мы в России привыкли думать (а главное - ощущать и верить), что "вся-то наша жизнь есть борьба" - и до какой степени этот тезис суть не отражение реальной ситуации, а насильственное "загоняние" самого себя в непрерывный внутренний напряг (а загнанных лошадей... вы поняли).
 
Нет, я вовсе не ратую за бездумный растительный инфантилизм и "комплекс потребления", просто - здесь к человеку (вдруг ) приходит понимание, что в жизни, помимо напряга, есть еще и расслабление - сиречь, удовольствие. Не как "смена деятельности" (вот ведь казуистическая гадость!), а как - ну, УДОВОЛЬСТВИЕ ! 
 
 Радость от прогулки по лесу, от танца, от съемки фильма, от спорта, от хорошей музыки, хорошей книги и хорошего вина - да мало ли!  Вокруг обнаруживается масса интересных объектов, дел и ощущений, все это, словно в детстве, хочется попробовать "на зуб"   - и народ, как в набегающий теплый прибой, с шумом и брызгами окунается в этот новый незнакомый мир. И мне уж-жасно нравится наблюдать, как, к примеру, мужчины тащатся :-) от теннисного корта или скалолазного спортзала (а кое-кто - и от танцкласса), как билеты в SanFrancisco Simfony и на горнолыжные курорты покупаются на всю компанию оптом в диких количествах, как дамы, беседуя между собой, произносят фразы типа "ой, я тут изготовлением фотоальбомов занялась : оказывается, это ТААААК интересно!"  Сердце радуется!
 
(в противовес - вспоминаются неоднократные печальные разговоры этих же самых людей на питерских кухнях о том, что "блин, не умею я отдыхать - ну не знаю, как это делается! да и не получается..." - при том, что и в лес народ ездил (ага... раза два за лето...), и в филармонию ходил (ну да... тоже хорошо если раз в год - а спроси, почему не чаще : "да так как-то все... настроения нет..." И не надо про "финансовые невозможности" : легко могли себе позволить - да душа не лежала...)
 
Пункт третий : отношение к произведениям искусства и культуры.
 
В некотором смысле мы тут все становимся до ужаса "бездуховными" . Что сие значит?
 
В России за (нормальным, не поп!) искусством прочно закреплен статус сакрального действия. Искусство всегда "должно"  (кому, интересно, оно должно  учить, вести за собой, давать зрителю-слушателю мощный катарсис, быть проводником в некий трансцендентный обыденности мир, в котором пребывают Любовь, Истина, Справедливость - все то, чего нехватает в окружающей жизни. "Поэт в России - больше, чем поэт", одним словом.
При этом зрители-слушатели очень легко готовы сделать скидку на недостаточное качество исполнения. "Ну, подумаешь, рифма хромает - зато идея какая !!!" (ярчайший пример подобного отношения - бардовская песня (каковой я лично отдала пятнадцать лет жизни, между прочим ) 
 
И получается, что "потребитель" , идя, скажем, в театр - идет-то, в сущности, в храм (внутренний настрой на что-то "светлое", "главное", желание очищения и "приобщения"). (к слову, российская рок-традиция в полной мере унаследовала и проявляет эту тенденцию, позволю себе пространную цитату на сей счет :
 
"...Это - внеплановый концерт на кухне,
Это - подзарядка наших батарей,
Это способ, чтобы не сойти с ума и не опухнуть...
 
...а иногда бывает - мы умираем,
Нас выжимают, и сил нет терпеть.
И мы тогда идем к другу, и "Беломор" по кругу,
Мы берем гитару и начинаем петь..." 
 
(с) "Чайф")
 
На проклятой американщине же народ довольно быстро "успокаивается" (полагаю, потому, что "внешняя" жизнь не мешает "внутренней", как это было на Родине, а наоборот, дополняет и украшает ее - соответственно, нет необходимости в эскейпизме и попытках "вырваться за") и начинает воспринимать кино-музыку-живопись гораздо приземленнее : всего лишь как одно из средств положительной стимуляции нервной системы, то есть очень "вещно", "материально" и интегрированно в жизнь вообще.
 
Не как противовес бытию и быту, а как одну из составляющих его частей. Прошу прощения, сродни занятиям в тренажерном зале. Логика : у человека есть физическое тело, которому необходимы нагрузки, иначе оно заболеет.
Ergo -  бегайте по утрам "от инфаркта" 
 У человека есть эмоциональная сфера, которой тоже нужны "предельные" переживания (а в обыденной жизни их либо нет, либо недостаточно).
Ergo - ходите в театр "за катарсисом". И все - никаких "больше, чем поэт", никаких "учебников жизни". Зато - возрастают требования к "хорошо-сделанности". Потому что : что же ты за артист (певец, художник), если свою ИДЕЮ настолько не уважаешь, что ленишься донести ее до людей в безупречно СОЗДАННОМ виде. Вот так. И, к примеру,  великолепный балабановский "Замок" (по Кафке) для "обамериканившихся" зрителей пропадает втуне из-за неаккуратной съемки, небрежной игры актеров, и т.п. Грустно.
 
Мораль сей басни :
Да, живя в другой стране, мы меняемся. К лучшему или к худшему - э, а кто видел эталон для оценки. Главное, по-моему, чтобы все были счастливы и умели не только "мучаться" жизнью, но и радоваться ей.
 
 
 
 
 






Леонид Ольгин