Леонид Ольгин
Леонид Ольгин
Леонид Ольгин
Сам о себе, с любовью…Статьи и фельетоныЗабавная поэзия
Литературные пародииИ будут звёзды моросить..Путешествие в Израиль
Гостевая книгаФотоальбомФорум
Журнал "День"Любимые ссылкиКонтакты
 
 



Международный эмигрантский, независимый общественно - просветительский и литературный журнал «ДЕНЬ»

Журнал «ДЕНЬ» > Выпуск № 2 (26.02.2004) > На родине малинового звона… Рубрика: "Прогулки по Европе"

написано: 2004 г. | опубликовано: 25.02.2004

 

Елена Яхненко

На родине малинового звона… Рубрика: "Прогулки по Европе"

Прогулки по Европе

 

Для меня понятие «малиновый звон» родом из детства. Маленькой девочкой бабушка часто брала меня в церковь. И самым ярким воспоминанием о той поре остался колокольный звон, который лился над деревней в теплый летний вечер или морозное зимнее утро. Он бередил душу, наполняя её чем-то светлым, необычным и возвышенным. Может уже тогда было уготовано судьбой, что жить мне придётся на родине «малинового звона».
     В сорока километрах от бельгийской столицы Брюссель лежит небольшой, живописный городок Мехелен. Он по праву занимает почётное место в истории земель, которые стали теперь Нидерландами и Бельгией.  Сегодня жители этого старинного фламандского города заняты производством  знаменитых гобеленов, мебели и пива, а также выращиванием ранних овощей. Это важный центр католицизма, здесь располагается резиденция архиепископа Бельгии. Город на своем веку повидал многое – испанских завоевателей,  французских королей, торговцев, которые приезжали со всего мира и даже Великого Петра I – эксцентричного русского царя. Мехелен когда-то был столицей Нидерландов и первый международный суд находился именно там. Когда люди спорят и не могут придти к общей точке зрения, кто-то из них может выкрикнуть: «Я иду в Мехелен!..» - это значит: я найду там справедливость. Так говорят и в Бельгии, и в Люксембурге.  В этих местах родился  Бетховен, но даже не эти все вместе взятые факты прославил город. Всемирную известность принесли ему уникальные и неповторимые колокола и колокольные звоны, а также школа звонарей-карильонеров, самое старое в Европе учебное заведение подобного рода.             
     МЕХЕЛЕН  (по-французски произноситься Малин) – родина малинового звона. И жители северного региона Бельгии – Фландрии – уверены: русское выражение «малиновый звон»  связано с колоколами города Малина.  Искусство игры на колоколах расцвело в Западной Европе в XV-XVI веках. Считают, что оно берёт своё начало от монотонного первоначального колокольного боя, которым в городах извещали о времени. Отличались сигналы только частотой и голосом самого колокола, Часто крестьяне, работавшие в поле, или ремесленники, трудившиеся в шумных мастерских, не могли сосредоточиться на отсчёте времени, не услышав первого удара, и могли ошибиться  определением времени. Чтобы избежать этого, каждый час отбивали по-своему, определённой мелодией. Так появились первые перезвоны. Различный по мелодии колокольный звон впоследствии стал соответствовать разным церковным службам, сопровождать практически все события в жизни городов и стран. 
     Именно в петровское время в Россию из Голландии стали привозить нежно звучащие колокола, многие из которых по сей день остались на звонницах храмов Москвы и Петербурга. Впервые игру карильонеров Петр I услышал в Риге. Позже, путешествуя по Голландии, он узнал, что исторически карильоны устанавливают на башнях, чтобы прославить славу и мощь свободных городов. Так два символа «славы» и «мощи» /два карильона/ были привезены впервые в Петербург Петром Великим  для Петропавловки и Исаакия. Первый карильон с 35-ю колоколами для Петропавловского собора император Пётр I приобрёл во Фландрии в 1720 году. На нём исполняли не только духовную, но светскую музыку. Русское ухо привыкло к тому, что уж если колокольный звон, то обязательно на всю округу – мощный, густой, тяжёлый. Бархатный перелив фламандского карильона русинам был в новинку, может по этому и привлекал особое внимание.  Этот музыкальный инструмент состоит  из специально подобранных и настроенных колоколов.  От особой клавиатуры идут тросики к колокольным языкам -–так что принцип извлечения звуков такой же, как на русской православной звоннице /при неподвижном колоколе раскачивается язык/. А не как у католиков, когда раскачивают сам колокол.
 
      Когда  подъезжаешь к Мехелену,  то уже за несколько километров можно увидеть средневековую башню, которая издали напоминает угловую башню древней крепости. Это 97-метровая колокольня кафедрального собора Св. Ромбатуса, бывшей резиденции епископа. Задуманный на рубеже ХIII-XIV веков этот собор должен был стать высочайшим и красивейшим сооружением  христианского мира. Предполагалось, что высота башни будет доведена до 167 метров. Но закончить строительство не удалось, страшный пожар частично уничтожил начатое, и только к середине XV столетия строительство собора было закончено. Впоследствии для окончательного завершения колокольни не хватило средств. Огромный белый столб недостроенной башни так и остался возвышаться над городом. А в 1480 году с её высоты зазвучали первые колокола. Кстати, после пожара в кафедральном соборе Св. Ромбатуса, мехеленцы стали с удвоенным вниманием оберегать свои звонницы. Но был случай, когда подобное усердие дошло до курьёза. В 1687 году город прославился на всю округу. Один из подгулявших горожан разбудил весь Мехелен среди ночи. Красный лик луны показался ему пожаром на колокольне собора. Разбуженные и встревоженные горожане собрались на вопли пьянчуги с вёдрами и бочками воды, баграми и лестницами. Даже была предпринята попытка потушить очаг возгорания. Вот так оскандалились бдительные мехеленцы, заработав прозвище «лунотушители».
     В конце XVII века духовенство собора Св. Ромбатуса заказывает в Голландии карильон из 27 колоколов, который отлили известнейшие литейщики того времени братья Питер и Франц Хемоны.  Лить колокола  - это была высокая наука и даже искусство. Часы, мельницы, оружие и карильоны – самые мощные технические выдумки средних веков.  Тайна колокольного литья передавалась по наследству и потерялась в веках. Позже многие пытались вспомнить её, повторить, но неудачно. Колокольная традиция существует во Фландрии уже пять веков. На колокольне главного мехеленского собора  Св. Ромбатуса сохранился старый карильон XV века, а в 1981 году там установлен новый инструмент, каждый – по 49 колоколов. Вего – 80 тонн бронзы! Звонить в эти колокола приезжали искусные звонари со всей Европы, а теперь уже и со всего мира. В самом Малине жили целые династии звонарей-профессионалов. Среди них наиболее известна семья Адольфа Денина,  профессионального карильонера и талантливого музыканта. В 1861 году у него родился сын Джеф. Мальчик с малых лет постигал искусство игры на корильоне и вскоре превзошёл отца и сам стал виртуозным мастером. В 1922 году он основал в Малине школу карильонной музыки, которую возглавлял до самой смерти в 1941 году.
 
     Во Фландрии карильон называют «небесной арфой».  В Мехелене сейчас действуют четыре «больших карильона», в которые входят сто девяносто семь колоколов.  Три из них размещены на звонницах городских соборов. Четвертый, передвижной,  установлен на деревянной площадке с колёсами. Его выкатывают на площадь во время праздников. В этот карильон входит Хемони, самый старый колокол Мехелена, отлитый ещё в 1480 году. Настройка карильонов происходит по стринке – не по камертону, а по звуку скрипки. И без особых знаний тут уж никак не обойтись.
     Сегодня Королевская школа звонарей в Мехелене называется «Жеф Денейн» – по имени её основателя и первого директора. Она расположилась в доме, который также имеет собственное имя – Хет Шипке. Одновременно в школе проходят обучение около 50 человек.  Четверть из них обычно составляют девушки. Состав учащихся интернационален, сюда съезжаются студенты практически со всего мира. Условия приема в школу, учёба и получение диплома в мехеленской школе очень строги. Поступление проходит на конкурсной основе. Поступающий должен иметь музыкальное образование, включая теорию музыки, сольфеджио и игру на фортепиано, органе и клавесине
Или сдать экзамены по этим дисциплинам.  Обучение звонари проходят индивидуально и длиться оно несколько лет. Для получения диплома студент должен написать сочинение на музыкальную тему, сдать письменный экзамен по теории игры на колоколах, пройти практические  испытания перед строгим и авторитетным жюри. Как правило каноническим инструментом для выпускного экзамена  служат колокола той самой звонницы, за судьбу которой так обеспокоился в XVII веке бдительны, но подвыпивший мехеленец.
 
     Но вернёмся к колоколам с малиновым звоном.  В 1981 году для Малина был изготовлен ещё один карильон из 49 колоколов общим весом 40 тонн. Отливали его голландские литейщики города Астена по рекомендациям специалистов малинской школы. Им удалось разгадать секрет братьев Хемони, отливавших целые карильоны октавных колоколов созвучных между собой. В этом же году Королевскую школу звонарей возглавил Йо Хаазен – известный карильонер и философ. Он автор так называемой Солнечной школы , в которой колокол рассматривается не только как материальный предмет, включающий в себя всё совершенство средневековой и современной математической,  архитектурной и акустической науки, но и как таинственная концепция природных, космических и духовных начал Божественной мудрости. С 15 лет Йо Хаазен пошёл учиться в специальную школу карильонеров,  одновременно обучаясь в государственной консерватории в Антверпене. А потом побеждал в конкурсе карильонеров три года подряд. Всестороннее знание предмета и глубочайшая преданность своему делу позволила Йо Хаазену заявить о школе как центре не только изучения теории колокольной науки, но и практического овладения искусством карильонного исполнения. При школе основан музей колоколов, собрана обширная библиотека, архив древних рукописей и произведений искусства, посвященных колоколам.
     В начале девяностых годов прошлого века Йо Хаазен познакомился с остатками старого карильона, установленного более двух столетий назад на колокольне Петропавловского собора и решил возродить традицию малинового звона в городе на Неве.  Так родился международный проект «Фламандский карильон для Санкт-Петербурга». Патриот колокольной музыки и большой энтузиаст, Йо Хаазен сумел заразить своей идеей не только фламандцев, чей вклад в реализацию проекта наиболее значителен. Он привлёк к этой благотворительной акции людей со всего мира – всего более 3 500  благотворителей. Все они откликнулись на идею подарить Петербургу новый карильон. Реализация проекта началась в 1998 году, когда в Нидерландах в Королевской мастерской по литью колоколов приступили к изготовлению первых элементов будущего ансамбля из 51 колокола. Непосредственно на производство карильона было израсходовано 270 тысяч долларов, а общая стоимость проекта оценивается в сумму около 500 тысяч долларов. Общий вес колоколов – 15 тонн, а всего инструмента – 25 тонн. Торжественное открытие карильона собора Петра и Павла состоялось 15 сентября 2001 года. И первым за инструмент сел Йо Хаазен.
    
     В настоящее время в Королевской школе карильонеров  учаться и музыканты из России. Школа открыла свои филиалы при королевском университете города Лёвена, а также при институте музыки японского города  Осака. Известность школы растёт благодаря организации международных конкурсов карильонов имени королевы Фабиолы. Они проводяться раз в три года и собирают звонарей-карильонеров со всего мира.  Звонить в колокола Малина приезжают мастера-карильонеры из разных стран. Каждую неделю по субботам и воскресеньям небольшая площадь перед древним готическим собором Св. Ромбатуса наполняется потрясающими по красоте и гармонии звуками колоколов. Создается впечатление, что аккорды звучат  прямо с неба. Ведь удар колокола – не пустой звук. В этот момент очищается воздух и не только в физическом смысле, изгоняется всё «нечистое». Не зря же считается, что колокольный звон наполняет смыслом всё окружающее. Так и живёт древний Малин, сохраняя традиции искусных и талантливых мастеров-литейщиков да звонарей вот уже более пяти столетий.
 
Елена ЯХНЕНКО,
Бельгия.






Леонид Ольгин