В витрине на углу двух берлинских улиц – Кантштрассе и Иоахимшталерштрассе – выставлены два зловещего вида сооружения из толстой тисненой кожи и черного железа с острыми завитушками. Средневековые «пояса невинности» – экспонаты одного из самых интересных художественных музеев Берлина – Музея эротики Беате Узе.
Это имя известно в Германии ничуть не меньше, чем имена канцлеров. Беате Узе принадлежит величайшая заслуга сексуального просвещения страны в послевоенные годы.
Она родилась в 1919 г. в Восточной Пруссии в семье врача и до 16 лет вела жизнь вполне благопристойную – пансион, курсы домашнего хозяйства. Затем внезапное увлечение авиацией. В 17 лет становится летчицей. Во время войны Беате Узе – летчик-испытатель самолетов на авиазаводе в чине капитана. В 1945 г. ей удалось улететь из окруженного Берлина с двухлетним сыном. Муж погиб. Родителей и родной дом она тоже потеряла. Некоторое время она существовала, продавая по деревням игрушки. Это было время всеобщей нищеты. Детей рождалось мало, и многие были нежеланными. Не было ни средств предохранения, ни знаний на эту тему. Беате Узе издала и начала распространять по почте брошюру о средствах предохранения от беременности. Успех был сногсшибательным. В 1949 году она основала фирму по торговле эротическими товарами, выросшую затем в интернациональный концерн. По сию пору крупнейший в Германии. Магазины и кинотеатры Беаты Узе есть всех немецких городах. Но музей только один – в Берлине.
Первый этаж музея занимает секс-шоп. Обычный, хотя и большой. Зато выше на трех этажах располагается исключительной ценности художественная коллекция. Ее украшение – китайские и японские рисунки ХVIII–XIX вв. на эротические темы. Они изготовлялись в виде длинных свитков или книг. Специальные книги-раскладушки дарились на свадьбу невестам и служили учебным пособием. Как сказано в музейной аннотации: «Если мы хотим понять китайскую эротику, то должны сначала избавиться от понятия греха, от противопоставления „абсолютно грешного тела“ и „абсолютно чистого духа“. Китайская религия осознала, что любовь и страсть – чистые вещи». Техники разные – черно-белые и цветные гравюры по дереву, росписи по шелку, инкрустации. Художественный уровень – исключительный. Это то самое искусство, которое потрясло в конце XIX в. европейских художников и во многом определило изысканность и внутреннюю свободу европейского стиля «модерн» начала XX в. В музее эта связь хорошо прослеживается.
Знаменитый берлинский график Генрих Цилле представлен целой серией безжалостных рисунков, изображающих сцены из берлинской жизни. Здесь же озорная композиция – Цилле, работающей над своим известным рисунком «Засорившаяся печка». Восковая фигура Цилле перед мольбертом и модель – печка, а перед ней, на четвереньках, – восковая служанка с задранной юбкой. Рядом исключительная по качеству акварельная графика Георга Гросса, которую трудно – из-за сюжетов – представить себе в обычном добропорядочном музее, и работы других, менее известных европейцев. В коллекции музея также множество связанных с эротикой произведений народного искусства со всего мира – Индии, Индонезии, Африки, Латинской Америки...
Не уверен, что в музей эротики следует водить детей (впрочем, до 18 лет туда вообще не пускают), но то, что без него культурная и художественная жизнь Берлина была бы намного беднее – это безусловно.
|