В начале 90-х годов прошлого века в доживавшем последние часы Советском Союзе началось «броуновское движение»: наиболее «продвинутые» граждане поняли, что ловить больше нечего и засобирались за кордон. Конечно, одного желания «слинять» было мало, так как счастливчикам, навсегда собиравшимся покинуть родные пенаты, нужно было иметь «правильную» национальность, а под это понятие подпадали только этнические немцы и евреи.
Толик никогда не был идейным человеком, поэтому не стал цепляться за обломки великой державы и начал собираться на историческую Родину –Израиль. За его спиной было цирковое училище и небольшой опыт по обслуживанию всяких тусовок, где он потешал новорусскую публику, за что допускался к столу. Никакой стабильностью не пахло в связи, с чем Толян вместе с супругой и мамой «отправился к праотцам».
«Святая земля» встретила новых репатриантов сдержанно, о работе по специальности в первое время пришлось забыть, но однажды Анатолия пригласили на какую-то русскоязычную вечеринку, на которую он надел цирковой костюм. Публика была в диком восторге от того, что проделывал клоун: он мастерски бил чечетку, при этом, ловко жонглируя мячиками и проделывал не менее интересные и захватывающие номера. С этого дня слух о веселом чудике прокатился по всему городу, и Анатолия для поднятия настроения стали приглашать на разные мероприятия.
Прошло десять лет, из начинающего циркача Толик стал вполне профессиональным артистом, поэтому его выступления проходили не только в Израиле, но и в других странах мира. Как-то совершенно случайно его занесло в Германию. В Берлине, где очутился клоун, он стал уличным артистом, и со временем дела Анатолия пошли так хорошо, что он официально зарегистрировался и даже «выписал» из Израиля жену. На деньги, вырученные от выступлений, за чисто символическую стоимость, клоун приобрел подержанный Фольксваген, который раньше принадлежал фирме „Telekom“, и решил на нем прокатиться в Котбус, где обитал его давний школьный приятель Вадим.
Котбус находится недалеко от польской границы, в связи с чем местные жители по несколько раз в день ее пересекают, так как продукция польского базара по сравнению с немецкими ценами выгодно отличается. Вадим также не раз «перебегал» на польскую территорию, поэтому сразу же рассказал берлинскому знакомому о такой возможности - не скупясь дешево скупиться.
Анатолий не стал раздумывать ни секунды и сразу же плюхнулся за руль дряхлого драндулета, прихватив Вадима. Немецкие пограничники не проявили к машине и ее хозяину ни малейшего интереса, издалека посмотрели на паспорта, козырнули и разрешили ехать. На польской стороне все произошло по-другому. Во-первых, пограничниками оказались две представительницы слабого пола, а во-вторых, проскочить мимо них не удалось.
Пани пограничница потребовала паспорта. Вадим протянул украинский загранпаспорт пурпурного цвета, а Анатолий достал замусоленный аусвайс болотного цвета, который рассыпался буквально на глазах. Девушка брезгливо взяла этот документ в руки, но никак не могла понять, с какой стороны его нужно открывать, – страницы паспорта слиплись и почему-то никак не хотели разлипаться. Наконец, пограничнице крупно повезло: почему-то где-то в середине документа она обнаружила фотографию Толика, вернее то, что от нее осталось. В мутном изображении очень трудно было узнать ее владельца, так как, по признанию Анатолия, паспорт не один раз побывал в воде.
Экзекуция продолжилась, девушка поинтересовалась, откуда прибыл хозяин такого паспорта.
– Я из Израиля, – с блаженной улыбкой произнес Толик.
– А почему у вас немецкие номера на машине? – подозрительно спросила пограничница.
– Я работаю в Германии, – гордо продолжил он.
– И кем? – не унималась девушка.
– Клоуном! – почти выкрикнул Анатолий, поражаясь бестолковости этой странной пани.
Матка Бозка![1] Клоун из Израиля, со слипшимся паспортом и немецкими номерами, собирающийся пересечь польскую границу? Не слишком ли много всего наворочено? Девушка переглянулась с напарницей и предложила Толику отъехать в «отстойник» для тщательного осмотра багажа. Сзади образовалась громадная очередь из вереницы машин, так как обычная процедура проверки документов занимает считанные минуты.
Анатолий нехотя выполнил указания пограничницы. Она потребовала показать, что находится в задней части машины. Там оказался тяжеленный цинковый чемодан с амбарным замком.
- Что в нем? – хмуро поинтересовалась девушка, подозрительно осматривая чемодан.
- Там мой реквизит, – немного визгливо заявил клоун, нервно стуча ногами.
- А ключ где? – не унималась пограничница.
- В Караганде, – чуть не сказал Толик, но осекся, взглянув на побледневшего Вадима. – Скорей всего, я забыл его дома, –дурашливым голосом произнес клоун.
- Тогда я буду вынуждена вскрыть чемодан автогеном, – грозно пообещала девушка.
- О нет! Только не это, – заламывая пальцы, закричал Толик и мигом достал ключ.
В чемодане оказался весь джентльменский набор клоуна – уйма париков, носов, масок, шариков и подобного барахла. Все это великолепие клоун небрежно высыпал на пол и ждал реакции от пограничницы.
- Хорошо, если вы – действительно клоун, то докажите это, продемонстрируйте нам несколько трюков.
- Запросто, – закричал Толян, и уже через несколько секунд, нацепив красный нос, он стал лихо жонглировать и бить чечетку, так как никогда не расставался со специальными туфлями.
Люди выскочили из машин, позабыв о том, ради чего они тут находятся, а клоун, увидев благодарную публику, разошелся и продолжал показывать чудеса, пока пани его не остановила:
- Теперь я вижу, что вы – настоящий клоун!
Раздался шквал аплодисментов, Толик галантно раскланялся, посылая зрителям воздушные поцелуи.
Машина благополучно пересекла польскую границу, хотя Вадим еще долго не мог успокоиться и прийти в себя, зато клоун Толик чувствовал себя превосходно: он шутил, рассказывал анекдоты, как будто ничего и не произошло.
А через полгода в Германии прошел большой цирковой кастинг, на нем из 100 претендентов отобрали только пятерых, среди которых оказался и наш друг. Теперь с ним заключили контракт на год для подготовки мирового турне, после завершения которого Анатолий сможет продолжить сольную карьеру.
|