Леонид Ольгин
Леонид Ольгин
Леонид Ольгин
Сам о себе, с любовью…Статьи и фельетоныЗабавная поэзия
Литературные пародииИ будут звёзды моросить..Путешествие в Израиль
Гостевая книгаФотоальбомФорум
Журнал "День"Любимые ссылкиКонтакты
 



Международный эмигрантский, независимый общественно - просветительский и литературный журнал «ДЕНЬ»

Журнал «ДЕНЬ» > Выпуск № 11 (05.09.2004) > Совсем как люди.

написано: 05 2004 г. | опубликовано: 06.11.2004

 

Владимир ПЛЕТИННСКИЙ, рубрика "Эмигрантские судьбы"

Совсем как люди.

 

Уникальный музей кукол и исторического костюма в Цфате готовится отметить свое десятилетие

Среди объектов, которые обязательно советуют посетить в Израиле некоторые туристические сайты интернета, часто можно увидеть музей кукол из Цфата. Но не обольщайтесь: по масштабам это отнюдь не Британский музей и даже не "Музеон Тель-Авив". Небольшое помещение, правда, превышающее раз в десять домик Кафки на пражской Златой уличке, уступает в размерах абсолютному большинству других музеев и выставочных залов планеты. И, тем не менее, одна из жемчужин священного еврейского города уже сегодня вызывает интерес как среди любителей фарфоровой скульптуры, так и среди профессионалов.

 

...Страшное событие предшествовало созданию этого музея. Десять лет назад, 19 октября 1994 года, те, кого в современном мире принято называть "палестинцами", недвусмысленно продемонстрировали свое понимание понятия "мирный процесс". В автобусе пятого маршрута, взорванном палестинским нелюдем неподалеку от тель-авивской площади Дизенгоф, ехала и юная солдатка Алла Волкова. Ныне она покоится на том же кладбище, где нашли свое пристанище цфатские дети, убитые арабскими подонками, захватившими школу в Маалоте. По горькой иронии судьбы, эти дети погибли за двадцать с небольшим лет до Аллы - в мае 1974 года.

 

Мама Аллы, Мила Розенфельд, решила увековечить память дочери одним из немногих доступных ей способов - продолжением коллекции кукол, которую девушка начала собирать еще в родном Хабаровске (а сама Мила родилась в Биробиджане). Так появился единственный в мире музей кукол и истории одежды, представляющий авторские работы одного художника.

 

- Этот музей посвящен не только памяти Аллочки, - говорит Мила. - В восприятии обычного человека кукла - один из символов детства. По моей задумке, музей кукол должен стать памятником всем детям, погибшим в огне террора, и, увы, тем, кому еще предстоит стать жертвами в этой необъявленной войне. Все-таки несправедливо устроен наш мир, где за проблемы взрослых расплачиваются дети...

 

   Теперь, после событий в Беслане, горечь израильских родителей стала понятнее и российским. Однако, как это ни печально, кое-кто продолжает делить террористов на "плохих" и "хороших", на "сепаратистов" и "борцов национально-освободительного движения Палестины"...

 

Но какими бы ни были мотивы создания экспозиции и идеологический фундамент, который лег в основу этого музея, в результате он стал не только символом жизнеутверждающего начала и средоточием прекрасного. По сути, это еще и научное учреждение. При тех ограниченных финансовых возможностях, которыми обладают Мила и ее муж Владимир, при отсутствии "человеческих ресурсов", им удалось создать нечто уникальное.

 

Историей костюма Мила увлеклась еще в юности - во время учебы на факультете моделирования и конструирования одежды Технологического института. Позднее к дизайнерскому образованию она добавила и диплом исторического факультета пединститута.

 

Когда ее младшая дочь, Алла, увлеклась коллекционированием кукол, Мила стала шить для них оригинальные костюмы. К сожалению, по понятным причинам, всю большую коллекцию Аллы привезти не удалось - вспомните, каково было в 1991 году договориться с бдительными советскими таможенниками; да и шанс доставить всех кукол в целости и сохранности был невелик.

 

Скромный бюджет новых репатриантов не позволял покупать коллекционных кукол - в начале девяностых годов они продавались только в двух-трех магазинах и стоили очень дорого (причем, речь идет отнюдь не об авторских работах). Это сегодня выбор велик и цены колеблются от 30 шекелей (за явный ширпотреб) до нескольких сотен (за качественную работу с ограниченным тиражом).

 

Чтобы порадовать Аллу, Мила решила сама научиться изготовлению кукол. К этому процессу она пыталась подобраться еще на нашей доисторической родине, но в условиях жесткого дефицита на все - включая высококачественную глину для фарфора, - пришлось отложить освоение древней технологии до лучших времен.

 

Можете себе представить, как была довольна Мила, когда ее приняли на работу вышивальщицей в фирму "Шифра", выпускавшую кукол - в основном, героинь ТАНАХа! Между делом, она тщательно изучила и технологический процесс производства кукол. Мастерство дизайнера, талант художника, ангельское терпение и умелые руки - этого оказалось достаточно, чтобы применить новые познания на практике. И когда хозяйка фирмы по каким-то понятным только ей причинам (спрос-то на продукцию был велик во всем еврейском мире - с легкостью разошлось пять сотен недешевых кукол; к тому же проект субсидировался Сохнутом, в то время озаботившимся трудоустройством художников) решила свернуть дело, Мила оказалась "на улице" - но зато с новой профессией в руках.

 

- Я так радовалась, что могу сама пополнять коллекцию Аллочки! - рассказывает художница. - Но, увы, до того жуткого октябрьского дня удалось подарить ей только пять собственноручно изготовленных кукол. Музей стал как бы продолжением коллекции, моим ответом смерти и террору...

 

Сегодня в музее - 105 кукол. В процессе работы находится еще два десятка. Учитывая, что от задумки до окончательного воплощения проходит от трех месяцев до полутора лет, пополняться экспозиция может не очень быстро. Кстати, многие другие экспонаты - артефакты былых эпох - также изготовлены либо отреставрированы руками Милы. Она не только шьет одежду, но и воспроизводит с удивительной точностью украшения давних времен, мебель и внешний вид помещений, в которых "живут" куклы.

 

На самом деле за десять лет Мила изготовила гораздо больше кукол. Многие она подарила тем, кто так или иначе помог ей в создании музея, некоторые сделала на заказ. Но она жестко следует принципу: все куклы для музея - только в единственном экземпляре, и ни одна из них не может быть продана ни за какие деньги.

 

* * *

 

 

История костюма интересовала Милу всегда. Но когда ей подарили книгу Альберта Рубина "Еврейские наряды", она решила глубже изучить вопрос: а был ли он, еврейский народный костюм?

 

- Оказалось, что с древних времен евреи отличались от окружающих их народов религией, языком, какими-то особенностями национального характера, но никак не одеждой, - вслед за Рубиным, пришла к такому выводу Мила. - Впрочем, были черные времена, когда это отличие насаждалось - вспомним, например, желтые звезды на рукавах...

 

Кое-кто склонен считать, что традиционная еврейская одежда все-таки существует - лапсердаки (в Западной Европе их почему-то называют левитами), штреймлы, огромные черные шляпы. На самом деле это наряд конца шестнадцатого - начала семнадцатого века, который польские шляхтичи обязали носить евреев и в дальнейшем "чтобы отличался жид от нормального человека и не вводил никого в заблуждение видом своим". Так что тяга ортодоксальных иудеев к моде многовековой давности, по большому счету, - разновидность мазохизма. Впрочем, кто знает, как они оденутся к моменту прихода Машиаха - быть может, сюртуки и символизируют неполноценность нашего существования в домессианские времена?

 

Евреи, жившие в Древнем Египте, одеждой своей были похожи на египтян. Попавшие в арабское окружение - мало чем отличались от арабов (вспомним изображения Маймонида или Иегуды Халеви). А еврейские модницы во Франции или Великобритании - при наличии средств, разумеется, - вполне могли сойти за француженок или англичанок.

 

Казалось бы, создавая экспозицию, посвященную еврейской одежде, Мила могла бы руководствоваться иллюстрациями, отражающими обычную моду различных времен. Но были и нюансы, которые историку и художнику Розенфельд удалось выяснить из различных источников. Поэтому еврейский исторический костюм в деталях совпадает с тем, что было на самом деле (или, как минимум, было нарисовано либо описано современниками).

 

Иногда Миле помогают в создании экспонатов посетители музея. Так было, например, когда чета кавказских евреев подарила ей фотографии своих предков. Конечно же, она будет рада, если кто-то из наших читателей пришлет изображения своих местечковых дедушек и прадедушек, которые позволят уточнить кое-какие пока что неизвестные детали одежды былых эпох.

 

Несомненно, гораздо проще было бы шить костюмы в натуральную величину. Но тогда даже расширившейся площади музея хватило бы только для нескольких экспонатов. Так что куклы, при всей сложности их производства и изготовления костюмов в пропорции 1:4, становятся находкой для ограниченного в возможностях этнографа. Кстати, рост большинства фигур - 40 и 45 см. (соответственно для женских и мужских).

 

Среди задумок Милы - создание серии скульптур еврейских деятелей различных эпох: от героев ТАНАХа до Голды Меир, Давида Бен-Гуриона и Менахема Бегина. Так что еврейская часть экспозиции пополнится еще и новыми конкретными персонажами, которые вошли в историю мировой цивилизации. Продолжит она работу и над персонами, прославившими другие народы нашей планеты.

 

* * *

 

Не так давно музей переехал из тесного помещения, выделенного муниципалитетом Цфата, в Бейт-Эштем на площади Саде (это самое начало ортодоксального района, на границе с кварталом художников). Теперь появилась возможность не только выставить более удобные витрины для максимального обзора кукол, но и пополнять экспозицию. Взаимоотношения с религиозными соседями складываются очень хорошие, а старые друзья-художники тоже не забывают Милу и Владимира.

 

Двери этого музея всегда распахнуты для тех, кому интересны искусство кройки и шитья, история костюма, еврейские ценности и куклы, которых нигде больше увидеть невозможно. Да и просто любопытных посетителей, особенно - детей, это кукольное царство равнодушными не оставит.

 

- Мы предусмотрели даже такой нюанс, как детские капризы, - говорит Владимир. - Сами понимаете, что ребятишки - особенно девчонки - обязательно хотят получить в свое распоряжение куклу. Эксклюзивные работы мы, разумеется, не можем продать. Для этого у нас имеется небольшой запас недорогих кукол из китайского фарфора.

 

Однако нельзя сказать, что у музея нет проблем. Недорогие билеты (15 шекелей за вход) не окупают его содержание. Экскурсионные автобусы с гидом, знающим об уникальном музее, к сожалению, приезжают не каждый день. На частных спонсоров Мила не очень-то надеется. Поэтому все ее надежды - на государство и, в частности, на министерство туризма. В конце концов, единственный в мире авторский музей кукол и истории одежды, да еще посвященный памяти детей, погибших от рук террористов, мог бы удостоиться большего внимания властей.

 

* * *

 

Не только еврейскими нарядами жив музей. Несмотря на то, что еврейский костюм занимает значительную и, на мой взгляд, самую необычную и интересную с познавательной точки зрения часть экспозиции, здесь можно найти национальные костюмы многих народов.

 

Предмет особой гордости - исторические персонажи. Дело в том, что фарфор - материал крайне сложный для передачи портретного сходства. При обжиге он дает усадку до 30 процентов, к тому же ведет себя иногда непредсказуемо. Огрехи обжига удается исправить за счет "доводки" изображения, окраски лиц. И если портретное сходство с Иваном Грозным или Екатериной Второй можно признать условными (вспомним, как разнятся их изображения в интерпретации различных художников), то вот с нашей современницей принцессой Дианой мы все знакомы очень хорошо. Тем более удивительно сходство, которого удалось добиться.

 

- Но если фарфор - столь сложный для производства материал, то почему бы не поискать нечто более простое? - спрашиваю я Милу. - Например, раскрашенный гипс.

 

- Да что вы! Разве гипс так передаст фактуру человеческой кожи? Еще в древние времена художники открыли эту удивительную способность фарфора. Так что, какой бы сложной ни была технология, кроме этого материала ничто не подходит. К тому же при гипсе невозможно добиться подвижности и естественности частей тела.

 

Я мог бы, конечно, спросить и про пластик. Но благодаря тому, что моя жена лет пять-шесть назад стала завзятым коллекционером кукол, узнал, что для истинных профессионалов слова "пластик" попросту не существует. Куклячьи скульпторы (именно так называется профессия, которую освоила Мила в Цфате) используют только высококачественный фарфор - porcelain. И даже силикон, который тоже способен передать особенности человеческой кожи, остается среди профессиональных doll-sculptors персоной нон-грата. Точно также, как они не признают и одежду из материалов, лишь имитирующих ткань.

 

Поскольку Мила является членом международной гильдии художников-кукольщиков, для нее все эти тонкости имеют особое значение. Но не потому, что она опасается негативной реакции руководителей гильдии Милдреда Д.Сили или Рольфа Е.Эриксона, выдавших ей соответствующий сертификат, а также иных коллег. Просто, установив для себя достаточно высокую планку, она не позволяет себе опускаться ниже ее - и как профессионал, и как любящая мать, продолжающая пополнять коллекцию безвременно ушедшей Аллы Волковой...

 

=ПОДПИСЬ К ФОТО=

 

Вверху - Алла Волкова, да будет светла ее память

 

Вгизу - Член международной гильдии художников-кукольщиков Мила Розенфельд - художник, скульптор, дизайнер, швея, ювелир и хозяйка музея в одном лице







Леонид Ольгин