Никакая телевизионная запись и даже концерт в прямом эфире никогда не сможет передать живое исполнение. В этом я в очередной раз убедился на выступлении Александра Розенбаума, которое произвело на меня сильное впечатление, прежде всего, энергетическим зарядом, исходившим от певца.
Пересказывать то, что я увидел и услышал – вещь неблагодарная и мало осуществимая, поэтому я даже не буду пытаться этого делать, а просто расскажу о своем Розенбауме.
«Гоп стоп»
Как и многие исполнители, Александр начинал с так называемого блатного жанра. Еще во время учебы в медицинском институте в недрах художественной самодеятельности родился небезызвестный персонаж «Сэмэн», ставший затем нарицательным героем. Песня «Гоп стоп», которую Розенбаум и сегодня с удовольствием исполняет со сцены, а зал с не меньшим кайфом подпевает с мест, является, пожалуй, своеобразным гимном «блатняка», который сегодня так красиво именуют «Шансоном». Заслуга Александра Розенбаума заключается в том, что он не застрял в этом жанре, как, например, Вилли Токарев, а благополучно пошел дальше.
Исполнитель не может точно определить жанр, в котором работает. «Мой жанр называется Розенбаум», – с долей самоиронии и кокетства говорит Александр в телеинтервью, и действительно, «уложить» этого композитора, поэта и певца в обычные рамки очень сложно, а вернее – просто невозможно. В его творчестве есть все направления – романс и баллада, эстрадная и дворовая песня, рок и джаз.
«Налетела грусть»
Розенбаум никогда не стремился быть модным исполнителем, не был ни конъюнктурщиком, ни халтурщиком. Его песни всегда шли от сердца, а поэтому непременно находили живой отклик в душах зрителей и слушателей. Еще в самом начале песенной карьеры Александра «знающие» люди не раз настаивали на том, чтобы он сменил фамилию. Сегодня это покажется нелепым и смешным, но в начале 80-х годов прошлого века чиновники от культуры на полном серьезе полагали, что фамилия РОЗЕНБАУМ звучит слишком вызывающе, поэтому она никак не может появиться на афише.
В один прекрасный день Александр понял, что только в музыке может по-настоящему раскрыться и с грустью покинул дружные ряды медиков. Публике хорошо был знаком голос Розенбаума, но в лицо его мало, кто знал. Такая ситуация порождала массу слухов. Наиболее распространенным был такой: певец давным-давно эмигрировал в Америку и оттуда продолжает творить. На самом деле, слухи об этом были сильно преувеличены, хотя в конце 70-хх, как и во многих еврейских семьях, гамлетовский вопрос «Ехать или не ехать?» остро стоял на повестке дня.
«Вальс-бостон»
Я уверен, что не найдется, пожалуй, ни одного человека, не знающего «Вальс-бостон». Интересно, как певец представил его на концерте: «Эту песню я буду исполнять в тысячу четыреста двенадцатый раз. Она написана 25 лет тому назад, но я ее по-прежнему пою на каждом концерте. Некоторые журналисты спрашивают меня – вам не надоело? Я думаю, что такой вопрос могут задавать лишь те люди, которые никогда не были на моих концертах!» В подтверждение слов певца с первых аккордов «Вальса» зал буквально взрывается бурными аплодисментами. Кстати, почти все известные песни встречаются публикой подобным образом, давая исполнителю понять, что в зале нет случайных людей. Аугсбург очень тепло принимает выступление Александра, а в зале царит напряженно-доброжелательная тишина. В одной из военных песен Розенбаум вдруг резко обрывает игру и пение, и полная тишина просто режет по ушам – за несколько секунд абсолютного покоя публика не издает ни единого вздоха, – настолько она поглощена происходящем на сцене.
«Одинокий волк»
Александр почти не общается с залом, исполняя одну песню за другой, лишь изредка позволяя себе что-либо прокомментировать. Вдруг он неожиданно начинает читать стихи о возрасте, и больше всего мне запоминается строчка о том, что «возраст – это состояние души, когда душа порою конфликтует с телом»[1]. Такое философское осмысление приходит после пятидесяти лет, а этот рубеж певец перешагнул не так давно.
Песню «Одинокий волк» можно назвать программной в творчестве Розенбаума. Как настоящий творец и художник он по-своему одинок, так как любому творческому человеку необходимы определенные условия для работы. Многих, наверно, удивил тот факт, что Александр вдруг стал «государственным мужем», пополнив ряды депутатов государственной Думы России. Конечно, о создании фракции «Народный артист» пока речи нет, так как в нее кроме Розенбаума может входить лишь Иосиф Кобзон. Наши читатели могли видеть, как этот дуэт упоенно исполнял гимн РФ («Комсомолка» №1, фото на странице 2) на открытии осенней сессии Госдумы.
На концерте певец не мог не коснуться кровавых событий в России начала сентября: «Существуют люди, а есть нелюди. Но тех, кто убивал наших детей в Беслане, я даже не могу называть нелюдями. Это – пришельцы, которые хотят уничтожить нашу цивилизацию. Мне абсолютно непонятна политика двойных стандартов, когда Запад называет террористов повстанцами!»
«Рок-н-ролл» жив
Второе отделение концерта проходит в другом стиле. На сцене появляется секстет музыкантов, помогающий Александру, и теперь вместо камерности возникает ощущение объема. Во время исполнения одной из песен певец неожиданно спрыгивает в зал и таким же прыжком оказывается на сцене, демонстрируя отличную спортивную форму и стильные кроссовки. На Александре черная жилетка с белым крестообразным символом на спине, больше похожим на карточную масть треф.
Совсем неожиданно Розенбаум объявляет, что сейчас сыграет рок-н-ролл, который он подарил легендарному Чаку Бэрри на совместном исполнении в Кремле. Перед нами возникает абсолютно другой, не известный доселе исполнитель, с удовольствием играющий и поющий не умирающий рок-н-ролл.
«Значит, будем жить»
Выступление Александра Розенбаума подходит к концу. После финальной песни публика устраивает певцу гром оваций и не отпускает со сцены. И вот звучат заключительные песни на «бис», а среди них знаменитая «Утиная охота». Зрители вскакивают с мест и подходят поближе к сцене, чтобы получше услышать хрестоматийные строчки «А вернется, значит, будем жить!» Певец еще раз благодарит публику и прощается, чтобы обязательно вернуться в следующий раз!
[1] - цитирую по памяти, возможно, не совсем точно.
|