Леонид Ольгин
Леонид Ольгин
Леонид Ольгин
Сам о себе, с любовью…Статьи и фельетоныЗабавная поэзия
Литературные пародииИ будут звёзды моросить..Путешествие в Израиль
Гостевая книгаФотоальбомФорум
Журнал "День"Любимые ссылкиКонтакты
 



Международный эмигрантский, независимый общественно - просветительский и литературный журнал «ДЕНЬ»

Журнал «ДЕНЬ» > Выпуск № 6 (14.06.2004) > ОДНОЙ ДУШОЙ ДВЕ НАЦИИ ОБНЯВ...

написано: 06 июнь 2004 г. | опубликовано: 14.06.2004

 

Игорь ДОРОГОБЕД рубрика "Эмигрантские судьбы"

ОДНОЙ ДУШОЙ ДВЕ НАЦИИ ОБНЯВ...

Портрет художника на фоне его родословной

 

Судьба человека отчасти задана его родословной. Как жаль, что большинство из нас не ведают рода своего далее дедов-прадедов. Знай мы больше, многое в нас самих стало бы понятней.
   Несколько слов о родословной художника. Его предок, как и множество его соотечественников переехал в Россию из Германии во времена Екатерины II. Знакомая история? Не спешите. Ибо в отличие иных сородичей, призванных на службу государству Российскому, поселился он в самой столице, общался в основном с русскими, и уже ближайшие потомки его утратили родной язык, обрели новую православную веру. И осталось у них лишь родное имя, напоминавшее о земле уже незнакомой, да знание родословной. Много это или мало? Кто смеет судить?
   После революции семья, утратившая прежний образ жизни, пыталась все же освоиться в новых условиях существования. Однако утвердившая власть последовательно оторгала ее: Редлихи принадлежали к «бывшим» и этого было достаточно.
   История исхода евреев из нацистской Германии общеизвестна: за возможность покинуть страну расплачивались всем, что имели. Нечто подобное практиковалось в 30-е годы и в советской России по отношению к желающим покинуть ее навсегда. Выездная виза стоила огромных денег. Семью выкупил родственник, живший в независимой Прибалтике, положив на это все свое состояние.
 
   Молодой Роман Редлих, отец художника, оказался в Германии изучал философию и позднее, во время войны, познакомился с дочерью белогвардейского офицера. Девушка, в отличие от молодого философа Россию не видела совсем, поскольку была ребенком гражданской войны, рожденным на чужбине.
Собственная биография художника начинается в след за победными залпами второй мировой. В Касселе в русской семье, носящей немецкое имя родился мальчик Андрей. Первым четко произносимым словом, которое он с упорством, свойственным совсем юным душам, повторял в течение дня было бу-ма-га. Мать, художница, приветствовала эту родственную по духу страсть, отец воспринял ее философски.
   Послевоенное германское детство подарило Андрею два года жизни в экзотическом, с точки зрения европейца, краю – на острове Тайвань. Пока взрослые занимались своими серьезными делами (их заботы тоже не минуют его), Андрей посещал американсую школу и брал у местного художника уроки классической китайской живописи. От того периода, впрочем не оказавшего особого влияния на его творчество, осталась лишь одна картина «Водяные лилии», исполненная по всем канонам изучаемого искусства. А еще в свободное время он с истинно мальчишеским энтузиазмом изготовил пращу и учился метать камни. И праща выстрелила. Позже...
Первые значительные творческие шаги неизбежно задевают близких творца. Поэты посвящают любимым стихи, прозаики излагают автобиографические сюжеты, а художники изображают родственников и друзей. Андрей Редлих написал портрет своей бабушки и эту работу он и сейчас считает значимой в собственной творческой судьбе.
На какой-то момент будущее показалось вполне предсказуемым: впереди серьезная учеба и творчество. Однако Франкфуртская Академия Художеств, куда обратился молодой человек, не приняла его. В ту пору повсеместно правило бал абстрактное искусство, и стремление Редлиха к реалистической точности, выписанности деталей, представлялось избыточным, чрезмерным. «Слишком много нот», - как сказал бы один из персонажей известного фильма «Амадей».
 
   Вместо живописи Андрей начал изучать философию в университете, но это продлилось недолго, поскольку преподавание оказалось излишне политизированным. Философию сменила этнография, но и туда проникли жесткие идеологические установки, препятствующие чистому научному познанию. И тут-то выстрелила тайваньская праща. Знакомый студент обратился с просьбой перевести русский текст с описанием этого старинного оружия. В ответ Андрей неосторожно признался, что может даже изготовить пращу. Начались «полевые» испытания, из которых незаметно вызрела диссертация на тему «Неолит в Центральной Азии».
Однако абсолютно неполитизированный неолит не мог заслонить собой современной жизни. А она, казалось, превратилось в сплошной митинг протеста. Молодые люди охотно и громко обличали империализм, колониализм и прочие политические измы, кроме одного: того, что царствовал к востоку от Германии и саму Германию разорвал на две неравные части. Многочисленные демонстрации шумно защищали жителей далекой Африки и не желали ничего знать о восточно-германских беженцах, убитых при попытке перейти границу. Лишь немногие думали иначе, и Андрей Редлих присоединился к ним, основателям международного общества защиты прав человека. «В начале объединение начитывало дюжину молодых людей», - вспоминал он позднее. – «А теперь это солидная организация».
 
   А тем временем Андрея настигли заботы его родителей. Вернее сказать, он принял их всем собой, как прежде принял собственное стремление к творчеству. Впрочем, «настигли» – не точное слово, они всегда были рядом. Например, на Тайване, где его родители, члены НТС (Народно-Трудовой Союз) работали на радиостации, вещающей на Сибирь. Но тогда его время еще не пришло, а теперь... «Есть профессии, где дети часто следуют путем родителей, например, врачи или священники. Это твой огород, его бросить нельзя». Таков сегодняшний оценивающий взгляд в прошлое. А тогда все выглядело проще: «Дел было много, людей не хватало. Я не захотел остаться в стороне».
   Итак он вступил в НТС и активно включился в работу издательства «Посев». Новая деятельность была связана с длительными поездками по Европе. Но что делать в долгой дороге? Дремать, следуя благоразумному примеру попутчиков? Нет, рисовать! Но как? Андрей Редлих нашел способ. Если нельзя в дрожащем вагоне провести на бумаге линию, то можно поставить точку. Так возникла серия «точечных» рисунков, в основном портретов.
На пару лет он прочно осел в Англии, занимаясь подготовкой людей, желающих помогать «Посеву». Нужно было объяснить им, зачастую не знающим русского языка, как вести себя в советской России, предупредить об ожидающих их неприятностях. А как же творчество? «Иногда рисовал прохожих на улицах Лондона. Наверное, неплохо получалось. Хотел бы сейчас взглянуть на эти работы, но ничего у меня не осталось: все продано».
Но кочуя по Европе, жаждал увидеть ту страну, для освобождения которой работал все эти годы. И как только такая возможность представилась, поехал в Россию. Нет, не после распада Союза и не в качестве любознательного пришельца. В первую свою встречу с Россией Андрей Редлих сопровождал машины с гуманитарной помощью. «Моему отцу повезло больше. Он впервые приехал в Россию как раз в канун ГКЧП и попал в самую гущу событий».
Падение власти, с которой НТС так долго боролась, стало знаком перемены в судьбе участников этой борьбы. Многие потянулись в Россию. Одни увлеклись страстями многопартийный баталий, другие – в связи с перездом в Москву издательства «Посев», третьих просто манила земля, которую они, рожденные вдалеке все равно ощущали своей родиной. Андрей Редлих остался в Германии.
 
   «Я хотел бы жить в России, там я чувствую себя уютнее. Но не могу бросить все то, во что я глубоко пророс корнями. Здесь мои старенькие родители, им легче жить в Германии, мои друзья-единомышленники, наше общее дело».
Общее дело, принявшее облик Общества русско-немецкого взаимопонимания требовало внимания к своим заботам. Но возник и другой вполне прозаический вопрос: как зарабатывать на жизнь. И опять возникло обстоятельство, которое верней всего именовать неслучайной случайностью. Благотворительной католической организации, оказывающей поддержку церквям в неблагополучных странах (Kirche in Not) для восточно-европейского отдела потребовался сотрудник, православный со знанием русского языка. И теперь служебные дела вели его в Россию, а в картинах появились новые русские сюжеты.
   А потом художник обрел своих учеников. Идея русской воскресной школы возникла спонтанно, в начале объединяя всего несколько семей, где старшие хотели дать младшим то, чего они не могли бы получить в любой самой лучшей немецкой школе. То есть сохранить в них русское культурное начало. Потом к начинанию присоединились знакомые, знакомые знакомых и вовсе незнакомые, случайно услышавшие об этом люди. В школе преподавали русский язык, литературу, историю, закон божий. И уж само собой получилось, что «дядя Андрей, который умеет рисовать» будет заниматься с детьми.
   «Это было совсем не просто, не имея ни художественного, ни педагогического образования, начинать преподавать искусство». Однако ему удалось. А из первых опытов сложился стройный учебный курс от карандашного рисунка к масляным краскам. И случалось, что увлечинием детей заражались и их родители, начтная ртсовать вместе с ними. Со временем группа разрослась, ее разделили на старших и младших и малышей взяла в свои другая преподавательница. А совсем недавно он оставив преподавательскую деятельность. Что поделаешь, обстоятельства жизни...
Так и живет в маленьком городке около Франкфурта-на-Майне художник, русский немец, немецкий руссак, объединяя в себе и собой два разных мира – Россию и Германию






Леонид Ольгин