В Берлине живет один из самых блестящих советских графиков – Вячеслав Сысоев. Я не оговорился - именно «советских». Мы все, воспитанные при советской власти, навсегда останемся советскими людьми. Устойчивая ненависть, которую тридцать лет испытывала к Сысоеву советская власть, только подтверждает неразрывность их связи
Рисунки Сысоева можно было бы назвать карикатурами, если бы повернулся язык. «Карикатурист Сысоев» – звучит приблизительно так же, как «фельетонист Зощенко». Его рисунки – это то, что думает очень умный, очень печальный и очень талантливый человек о нас с вами и о нашей с вами стране.
Вячеслав Сысоев родился в Москве в 1937 году Бросил школу в девятом классе Когда произошло слияние мужских и женских школ, юного Сысоева вместе с небольшой группой одноклассников перевели в женскую школу. По его собственным словам, он «не выдержал положения сексуального меньшинства». С 1960 года начал рисовать всерьез. В том же году произошел первый вызов на Лубянку. Сысоеву попеняли на недостойные советского человека мысли по поводу американской выставки 1959 года в Москве, которыми он поделился в письме к другу.
С 1974 года Сысоев – постоянный участник квартирных выставок. В 75-м после скандала с очередной выставкой, о котором сообщили «Голоса», его выгнали с работы-
В 80-м году во Франции был издан роскошный альбом его рисунков, и это оказалось последней каплей. В 83-м Сысоев был арестован и получил два года по статье за порнографию. Дали либерально – статья предполагала «до трех лет».
Я листал этот альбом дома у Вячеслава Сысоева, хохотал почти истерически и не смог удержаться от реплики, как выяснилось, привычной для автора: «Мало дали». Альбомчик тянул тяжелее. Юмор ситуации усугублялся тем, что кагэбешники оказались в положении вполне идиотском. Ни на одном из блестяще выполненных и безумно ядовитых рисунков нет никаких советско-коммунистических реалий. Пришлось идти другим путем. Изъяли у одного коллекционера рисунок, на котором была изображена голая женщина. Одна экспертиза доказала авторство, другая экспертиза доказала порнографию – Сысоев сел.
Вышел в 85-м – прямо к перестройке. За время отсидки прошли выставки в Париже, Гамбурге, Нью-Йорке, Миннесоте, Осло.
Потом, после переезда в Берлин в 89-м году, еще выставки -в Западном Берлине, Геттингене, Кракове, Дортмунде.
Рисунки Сысоева – это сплав филигранной техники и глубокого трагического юмора. Они вызывают и восхищение, и смех, и бездну горьких воспоминаний и ассоциаций, которые навсегда подчинили себе память тех, кто вырос в мире советского бытового и политического абсурда. А еще они вызывают сейчас странное чувство ностальгии по этому миру, злобному, ненавистному и одновременно родному, как старая разношенная обувь.
Сохранить себя в постсоветское время оказалось для очень многих весьма сложным делом. Безобидные капустники и дурачества в подвалах-мастерских 70-х годов превратились в дорогостоящие «инсталляции» 90-х и наполнились высшим «концептуальным» смыслом. Сотни молодых и не очень молодых людей занялись передразниванием искусства соцреализма. Это назвалось «соцартом» и судорожно ищет сбыта.Рыночный процесс сломал многих серьезных художников, серьезных раньше, когда им приходилось бороться за существование, а не за рынок. Сейчас мода проходит. «Концептуализм» приелся рынку, а настоящее тоталитарное искусство оказалось несомненно интереснее, ценнее и глубже плоских соцартовских подделок. Рынок создает имена, и он же их уничтожает. Остаются те, которые от рынка не зависят. Но за независимость надо платить.
Сысоев оплачивал свою независимость тридцать лет. И продолжает платить сейчас. Независимость того стоит.
|